пятница, 9 июля 2010 г.

Развивая социальное сетевое обучение

Джордж Сименс на днях опубликовал очень интересную заметку. Заметка размещена в блоге в новом проекте социальной системы Athabasca Landing, мыслям о перспективах которой и посвящена. Athabasca Landing – это частная социальная сеть, управляемая канадским открытым университетом Athabasca University. Подребнее о Landing можно прочесть тут.

Сименс излагает крайне интересные мысли, которые в конечном итоге заставляют задуматься над природой взаимодействия обучающихся в социальных сетях. Предлагаю мой перевод :)

Moving the social networked learning (the Landing) forward

Landing отлично развивается с момента запуска в этом году. Мы продолжаем внедрять (и разрабатывать) новые встраиваемые модули, чтобы улучшить функционал сервиса.

Социальный клей

Джон Дрон (Jon Dron) часто использует термин «социальный клей», чтобы описать Landing. Традиционные студгородки имеют в своем распоряжении социальные пространства (или общественные места в данном примере – прим. пер.), где учащиеся могут взаимодействовать и общаться друг с другом на темы, которые они выбирают сами (в т.ч. и об учебе). Общественные места могут и не поддерживать академический процесс непосредственно, но они особо важны для формирования личности и чувства связанности с университетом.

Однако социальный клей требует иную метрику для оценивания, нежели онлайн-курсы. Необходим определенный уровень доверия со стороны AU (Athabasca University – прим. пер.), чтобы развивать и содействовать социальному взаимодействию, которое не определяется и не руководится университетом. Кроме того, нужен иной взгляд на успех. Разработка новой программы может быть оценена с точки зрения прихода/расхода. А как можно оценить социальную связность? Как AU узнает, что Landing успешна?

Для преподавания

Мы (TEKRI и CLDD) недавно запустили сетевой курс (networked course) Преподавание и Учеба в Социальных и Технологических Сетях. Курс посвящен тому, как факультет и служба поддержки могут использовать Landing в качестве образовательного инструмента. Очевидные назначения включают: блоги, вики, форумы, группы, обмен изображениями, микроблоггинг и организацию информации в потоки, названные «коллекциями». Курс был проведен внутри Landaing и участники могли испытать возникающее поначалу чувство дезориентации из-за «центро-лишенности» сетевых курсов.

Это лишь один из вариантов. Факультет может использовать Landing, чтобы улучшить существующие курсы moodle или вовсе как широкомасштабную социальную среду. Возвращаясь к примеру с традиционным университетом: социальные пространства (или общественные места – прим. пер.) обладают постоянством, которого нет у занятий. Если вы учитесь в University of Manitoba, то занятия проводятся по всему университету и их местоположения меняются от случая к случаю. Но места для подготовки и общения с друзьями остаются постоянными: библиотеки, пабы, столовые, общежития. В этом смысле Landing в AU по отношению к Moodle то же самое, что и социальные пространства по отношению к занятиям в обычном университете.

С чего начать в социальной сети (в Landing)?

В настоящее время большинство социальных сетевых инструментов в высшем образовании являются инициативой отдельных факультетов: профессор решает добавить facebook-составляющую в курс… или блоги-журналы учащихся… или воспользоваться delicious для обмена ссылками на источники. Такая модель – хороший старт. Но нужно большее. Для большего эффекта социальные сети должны реализовываться на программном уровне, в частности, открытые программы по самостоятельному изучению.
Такой подход способствует формированию социальных пространств, которые обладают постоянством и за пределами отдельных курсов. Хотя учащиеся могут и неактивно взаимодействовать друг с другом на протяжении курса, социальные пространства создают «остаточную тождественность», важную для развития чувства общности, связанности с AU и программой.

Социальное взаимодействие обладает социальным присутствием, которое продолжает существовать и после того, как взаимодействие прекращается. Я часто наталкиваюсь на прошлогодние и более ранние обсуждения в блогах… и когда я читаю их, то ощущаю более глубокое чувство связи с идеями и соучастие, чем, если бы я читал только текст самой статьи. Социальное присутствие продолжается и гораздо позже после первого взаимодействия.

Мысля шире

Чтобы способствовать такому типу взаимодействия, программы должны понимать социальные сетевые инструменты на более высоком уровне, чем просто индивидуальные курсы (из очевидных причин – курс есть кратковременный конструкт, в то время как социальные пространства обладают бОльшим постоянством). Авторы курсов, деканы и факультеты должны планировать социальное взаимодействие на программном уровне: уделяя столько же внимания проектированию социального взаимодействия между курсами, как и проектированию социального взаимодействия внутри курсов (как в Moodle).

Большинство учащихся тянутся к обществу. Они ищут взаимодействия, связанности. Однако иногда взаимодействия требуют некоторой социальной смазки. С этой стороны, управляющий программой (или проектировщик) должен планировать наличие в его группе в Landing социальных событий и активности: запланированных обсуждений, В. и О., записанных руководств, живого общения (в Elluminate или Skype), охоту за сокровищами и пр.

Социальная связанность требует воспитания. Пока мы находимся на ранних стадиях исследований в этой области, я склоняюсь к тому, что успешные применения Landing на программном уровне будут детерминированы способствованием интенсивной и запланированной социальной активности. Но в этом нет ничего нового, не так ли? Любое успешное сообщество регулярно принимает участие в социальных событиях и активности: концерты, фестивали и встречи. Важная область исследований заключается в нахождении наилучшего способа смазки социальных взаимодействий.

Делая Landing более разумной

Социальные учебные сети представляют собой будущее образования. Если экстраполировать это объективное утверждение :), то Landing является важным компонентом будущего AU. Как онлайн университет, Athabasca должен быть сфокусирован на исследовании и понимании природы социального взаимодействия в сетях. Здесь TEKRI выходит на первый план (Technology Enhanced Knowledge Research Institute – прим. пер.). TEKRI сфокусирован на трех направлениях: мобильные технологии, персонализация и адаптация, социальные сети и медиа (я бы добавил еще и четвертое: аналитика обучения).

Очевидно, что между этими тремя областями исследования существует некоторый обмен информацией, но я думаю, что есть необходимость сделать эти связи более явными. В частности: как нам сделать Landing более разумной? Как нам использовать Landing в качестве испытательного стенда для фундаментального исследования? Как нам интегрировать мобильные устройства и персонализацию/адаптацию в социальные сети?

Если углубить эти размышления, то вскоре мы столкнемся с вопросом «что есть курс»? Какова роль преподавателя в социальных сетях? Как самостоятельное изучение с остаточной социальной тождественностью соотносится с обучением в коллективе? Какие новые инструменты нужны? Какой тип навыков понадобится преподавателям и учащимся в такой среде?

Я намерен изучить эффекты усиления интеграции мобильных устройств и персонализации в Landing. Интеграция трех названных ваше направлений будет иметь куда большее влияние, чем отдельная активность в каждом из них. Наконец, интеграция, а не информация, – сила.

Оригинальная статья (на английском)

Комментариев нет:

Отправить комментарий