суббота, 27 ноября 2010 г.

Мой доклад и презентация с выступления на Сахалинской IT-конференции

Информатизация общества начинается с информатизации образования, как одного из его основополагающих институтов. И мы уже в некоторой степени видим плоды информатизации, однако, в основном на уровне железа и софта. Существует понятие так называемого wetware - софта для мозгов, то есть нового способа мышления. У нас же пока оно находится в стадии формирования.

Что мы наблюдаем? Мы пришли к электронным доскам, интернету в школе, однако при этом из раза в раз клонируем допотопные шаблонны. Зачем нам, имея такие технологически совершенные инструменты, использовать методологию трехсотлетней давности? Кто мы? Современники Коменского? Зачем мы создаем виртуальные классы? Мы собираем случайных людей вместе не потому, что это экономически обосновано (учеников много - учитель один). Это привычка. Пора совершить революцию в способе мышления и взгляде на образование.

И вот уже на пороге осмысления новых возможностей мы совершаем ужасную ошибку, вкладывая в понятие сетевое обучение неправильный смысл, понимая его просто как дистанционное обучение по сети Интернет.

Интернет уже здесь. Электронная почта и статичные веб-страницы - тоже. Есть нечто большее, что на Западе обозначают как networked learning, то есть «сетевое обучение» в дословном переводе.

Что же это такое?

По сути мы имеем дело с так называемой сетевой моделью, когда обучение рассматривается как процесс становления сети, о чем говорит коннективистская теория обучения, разработанная канадскими учеными. Сеть состоит из узлов и соединений. Сеть связывает между собой открытые образовательные ресурсы, платформы для совместной работы онлайн самих пользователей. Связь – это простая ссылка, будь то ссылка в вики (куда угодно в сети), либо профайл человека в списке фрэндов на том или ином сайте. Сети могут объединяться между собой. То есть каждый узел сети может быть сетью более низкого уровня. Например, сообщество состоит из людей, каждый из которых содержит отдельную сеть (набор ссылок в его блоге, интересные друзья).

Networked learning полностью отличается от нашего традиционного дистанционного обучения, замкнутого на один какой-то отдельный сервер и предоставляющий доступ к материалам, только после поступления в ВУЗ и проплаты денег.

В Networked learning вообще нет курса, как такового, в том смысле, что никто для вас не задает конкретную траекторию обучения. В самом жестком случае при наличии сетевого педагога руководства вами – не более, чем помощь в навигации по различным ресурсам сети.

Вы сами учитесь. Возможно, даже правильнее было бы говорить – не сетевое обучение, а сетевая учеба (не меня обучают, а я учусь).

Важно также сказать, что такое открытые образовательные ресурсы и что такое открытое образование. Последнее в государственных стандартах понимается, как наше сетевое обучение на базе открытых стандартов и технологий. А вот и нет! Открытое образование базируется еще и на открытых образовательных ресурсах.

Это абсолютно бесплатные доступные и свободные для воспроизведения и изменения материалы (дидактические, методические, любые, все бесплатно и абсолютно для всех). Не нужно никуда поступать и не нужно никому платить.

Ок. Как организовать себе такую сетевую учебу или как построить свой собственный Сделай-Сам-Университет?

Открытые образовательные ресурсы – это ваша пища. Но вам нужен ещё и способ добраться до этой пищи, а также место, где вы могли бы присесть, отдохнуть и переварить её в приятной компании похожих на вас особей. То есть без социальных медиа не обойтись.

Существуют 2 типа социальных медиа: социальные сети и информационные сети. Начнем с конца.

Самая большая информационная сеть на сегодняшний день? Твиттер. Всё, что нужно – это подписаться на нужных людей. При этом вы не будете заниматься поиском информации. Информация сама будет поступать к вам.

Но этого недостаточно, если мы хотим непосредственного общения с людьми, если у нас есть желание внести свой вклад в создание открытых образовательных ресурсов.

И тогда мы перебираемся в социальную сеть. Ведь это именно то место, где можно не просто «присесть, передохнуть и переварить пищу», но и состряпать из неё что-то своё. И самое интересное, что нам не надо рассылать приглашения и просить зарегистрироваться кого-либо в социальной сети – все уже там. Здесь мы можем зафрендиться с единомышленниками, написать заметки или даже создать пользовательскую группу, посвященную конкретной тематике, позвать в неё своих друзей, открыть в группе обсуждение тематических вопросов, заняться совместным проектом – иначе говоря, создать свой университет.

Отлично! Мы организовали себе сетевую учебу. Мы сделали свой университет. Но кто будет оценивать наш прогресс?

Промежуточным звеном между системами дистанционного обучения и Сделай-Сам-Университетами может служить P2PU. Это канадский фундаментальный проект открытого образования. Peer to peer означает «равный равному», то есть здесь нет главного, нет старшего, нет педагога – здесь все равны. По сути это сетевое сообщество, состоящее из открытых групп, которые занимаются изучением коротких курсов университетского уровня.

Чем отличается P2PU от традиционных СДО? Все материалы курсов содержатся в Интернете в виде открытых образовательных ресурсов ( то есть они лежат в свободном доступе – пользуйся, не хочу). Участники курса занимаются тем же, что и в Сделай-Сам-Университете – они ищут информацию. Возникает вопрос, зачем нам тогда вообще P2PU? Если в Сделай-Сам-Университете процесс обучения никем и ничем не контролируется и не оценивается специально, то в P2PU есть возможность организовать сетевое обучение на более серьезном уровне и получить экспертную оценку своей работы.

Таким образом, в рамках P2PU осуществляется планирование, обсуждение и экспертная оценка работы участников. То есть, если и есть педагог, то он создает все условия, способствующие развитию учащихся, а также выступает в роли эксперта, оценивающего их прогресс.

Каким образом строится курс? Курс начинается с составления предварительного плана, который состоит из недель. Каждая неделя посвящена отдельному аспекту изучаемого предмета. По окончанию недели участникам предлагается задание. Важную роль играет именно поиск и анализ информации в сети, а также рецензирование экспертом решенных участниками заданий. Примечательно то, что инициатором курса может быть человек, не сведущий в изучаемой области, но желающий её изучить.

P2PU наглядно показывает, как можно построить организованное и самостоятельное обучение, используя сетевую модель. На самом деле подобный университет можно построить и в социальной сети. Предпринималась попытка создания подобного университета в социальной сети ВКонтакте, но, к сожалению, она не нашла понимания и поддержки. В то время, как создатели P2PU заинтересованы в продвижении своих идей и согласны уже сейчас оказать нам посильную помощь, как в создании своего онлайн-университета, так и в организации курса непосредственно на их сайте.

Завершая своё выступление, хочу сказать, что данный проект мог бы стать своевременным, учитывая предполагаемое сокращение ассигнований на образование в следующем году, а также как не требующий фактических финансовых затрат. Кроме того, у нас много общего в плане огромной протяженности нашей страны и мы могли бы успешно использовать их опыт, опробованный на практике. Хотелось бы найти понимание в данном вопросе и единомышленников.


4 комментария:

  1. Привет! Супер статья! Мне особенно нравится метафора открытых образовательных ресурсов, как продовольствие, и открытого образования, как место, где можно сесть и насладиться едой в компании своих друзей.

    Мне также нравится, как вы расположены в P2PU пересечения между организованными и институционального обучения, с одной стороны, и полностью аморфного сетевых обучения, с другой стороны. Я не знаю, если вы говорите о фактических P2PU (http://p2pu.org), или концепция P2PU в целом.

    В любом случае, мы хотели бы иметь P2PU курсы на русском языке в будущее! Пожалуйста, дайте нам знать, если у вас есть идеи о том, как получить, что начали!

    Спасибо
    Stian

    ОтветитьУдалить
  2. Рада видеть, что идеи DIY U развиваются. Я недавно тоже присоединилась к P2PU, правда, на английском - планирую устраивать курсы математики в январе. Хорошо бы устроить отделение на русском!

    ОтветитьУдалить
  3. 2 Stian

    DIYU in general - too spontaneous, in my opinion, but enthusiasts can organize themselves in such a way that is guaranteed to achieve educational objectives within a certain time. The most prominent example of such a high level of organization is P2PU as a whole (despite the fact that the courses themselves may vary).

    ОтветитьУдалить
  4. 2 MariaD

    С радостью поучаствуем в Ваших курсах :)

    ОтветитьУдалить