пятница, 21 мая 2010 г.

Предзащита дипломной работы

19 мая прошла моя предзащита...


Последнее десятилетие отмечено активным развитием различных форм электронного обучения. Как на Западе, так и у нас - в России. Если раньше ДО напоминало по форме проведение заочных олимпиад, во время которых учащиеся получали и отправляли задания по почте, то сейчас с расширением возможностей Всемирной паутины и одновременной разработкой систем дистанционного обучения, появилась возможность максимально приблизить дистанционную форму к очной, вплоть до индивидуальных бесед педагога с учащимся.

Благодаря сервисам Веб 2.0, в распоряжении учителей появились все необходимые средства, позволяющие организовать ДО на должном уровне с применением новейших методических разработок. В тоже время, не смотря на активный процесс информатизации российской школы, уровень готовности учителей использовать данные средства, а также навыки работы в Интернет объективно являются недостаточными. Т.е. располагая всеми средствами, педагоги не способными ими воспользоваться по причине отсутствия конкретных методик.

Здесь мы видим проблему для исследования: в чем должна заключаться базовая методика организации и проведения дистанционного онлайн-обучения посредством общедоступных сервисов Веб 2.0 ?

Гипотеза заключается в следующем: Работа с Веб 2.0 сервисами, построенная в соответствии с принципами коннективизма, способна обеспечить эффективную организацию дистанционного обучения.

Задачи исследования:


  • проанализировать источники на предмет конкретных методических рекомендаций учителю по использованию сервисов Веб 2.0;

  • рассмотреть сервисы Веб 2.0 в контексте коннективистской теории обучения;

  • используя сервисы Веб 2.0 сформировать образовательный контекст в инфраструктуре социальной сети и получить положительный эффект – усвоение учащимися материала дистанционного курса;

  • обобщить опыт в виде общих и конкретных методических рекомендаций учителю по использованию Веб 2.0 сервисов Интернет для организации и проведения дистанционных курсов.


Основные методы исследования – анализ литературных источников, педагогический эксперимент и наблюдение.

ДО в современной российской педагогической практике рассматривается, как обучение через Интернет. В то время, как на самом деле для дистанционной формы в чистом виде достаточно обычной почты. Иначе говоря, устоявшейся терминологии не существует.

В моей дипломной работе я использовала следующее определение:
ДО - это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся и реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий, предоставляемых сетью Интернет.

Веб 2.0, в свою очередь тоже не имеет четкого определения. Впервые его употребил Тим О'Рейли, который позже и рассказал «Что такое Веб 2.0.» в одноименной статье.

Веб 2.0 – это второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. Он позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов).

Для того, чтобы разобраться, каким образом сервисы Веб 2.0 могут быть использованы в образовательном процессе, я проанализировала имеющуюся литературу и рассмотрела различные веб сервисы, которые можно использовать. Я приведу лишь некоторые примеры:

  • Интернет, в первую очередь, является источником информации и на самом деле можно найти очень много полезной учебной литературы, например, Гугл для этой цели предлагает поисковую платформу Google Scholar. Другим удобным сервисом для размещения документов является Scribd.

  • Сейчас всё более популярной становится технология вики. Вики – это онлайн-платформа, позволяющая коллективно работать над каким-либо материалом. Т.е. пользователи могут добавлять, редактировать и обновлять страницы.
    представление, расширение и аннотирование учебных материалов

  • Другим удобным сервисом является так называемый Онлайн офис, который представляет собой набор веб-сервисов, которые обычно включают все основные возможности традиционных офисных пакетов, такие как текстовый редактор, электронные таблицы, приложение для создания презентаций и др. Например, Документы Гугл.

  • Социальные закладки на самом деле очень хорошая вещь, если её использовать в педагогической практике. Добавляя закладку, выделяем нужную информацию. Социальные закладки являются как источник учебного материала, так и хранилищем ссылок на них.

  • Программы мгновенного обмена сообщениями. Позволяют общаться в реальном времени, обмениваться текстовыми аудио, видео, фото документами. Также можно использовать для видеоконференций.


Мы видим, что веб сервисы потенциально содержат в себе богатые образовательные возможности, что они могут быть использовано педагогами. Однако, соответствующая теоретическая база (педагогическая теория), описывающая веб сервисы, до конца не оформлена. Для того, чтобы понять каким образом использовать сервисы в обучении, рассмотрим их в контексте коннективизма.

Коннективизм - изначально теория познания. Соответстующая также теория обучения была развита канадскими учеными Сименсом и Даунсом. С точки зрения этой теории, обучение – это "процесс связывания специализированных узлов и источников информации".
Т.е., обучение - это процесс создания сети. (её становление)

Сеть состоит из узлов и соединений. Узлы могут называться по-разному, но это всегда элементы, которые могут быть соединены с другими элементами; соединения это любой тип связи между элементами.

На основе этой теории, для теоретического обоснования своего исследования, я построила модель дистанционного онлайн-обучения на базе Веб 2.0 сервисов в инфраструктуре социальной сети.

В модели в качестве элементов выступают мультимедиа-объекты, создаваемые (индивидуально или коллективно) и воспроизводимые посредством Веб 2.0 сервисов. Связи же между объектами устанавливаются участниками образовательного процесса с помощью встроенных коммуникационных средств социальной сети.

Таким образом, в качестве элемента модели может выступать как план курса, представленный в виде вики-странички (например, вики-система ВКонтакте), так и короткая видео-лекция (например, размещенная на YouTube) или тестовая форма для оценки знаний (например, созданная в Документах Google). Процесс же установления связей между элементами в самом простом случае может быть представлен обменом ссылками внутри соответствующего сообщества социальной сети (например, отдельная группа ВКонтакте).

Практический эксперимент, реализующий данную модель начат в рамках совместного проекта Образовариум, который в свою очередь реализует основные принципы онлайн университета P2PU на базе социальной сети ВКонтакте.

Peer 2 Peer University (P2PU)- это фундаментальный проект открытого образования, организующий процесс обучения вне стен традиционных институтов и дающий учащимся возможности для оценки их достижений.

По сути он представляет собой сетевое сообщество групп, занимающихся изучением коротких курсов. Участники занимаются совместным поиском, изучением и переработкой открытых образовательных ресурсов по теме курса, а также оценкой собственного прогресса.

Наша модель является хорошей теоретической базой для педагогического исследования в рамках проекта, поскольку вся деятельность участников направлена на становление сети.

В рамках Образовариума мы преследуем несколько целей:

  • определить уровень востребованности подобных сетевых форм совместного учения

  • определить уровень готовности учащихся СОШ и ВУЗов в РФ к активному участию в подобных сетевых формах совместного учения

  • исследовать возможности горизонтальной модели образования (равный-равному) в сетевых сообществах


В Образовариуме на данный момент открыт первый курс – «HTML для начинающих». Если вы зайдете на его страницу то увидите описание курса. Здесь же приведен примерный план курса и предварительный материал, с которым нужно ознакомиться. Открыта запись на курс по адресу: http://bit.ly/boS6ef

Комментариев нет:

Отправить комментарий